+38(044) 585 10 73

 +38(095) 281 63 90

Почему Corleone

Корлеоне - небольшой сицилийский город с населением 12 тысяч человек, в 30 километрах от Палермо, с легкой руки Френсиса Кополлы ставший родиной мафии. Этот город вызывает много ассоциаций. Не только сам город носит фамилию «крестного отца», но и гора и замок в нем называются так же, как мафиозный клан, воспетый в сериале. И наверняка турист, приезжающий в Корлеоне, ждет, что над его головой то и дело будут трассировать пули, но на самом деле, Корлеоне – это очень спокойный и тихий южный городок, истинный рай для археологов, Greenpeace и богомольцев.

Тот, кто добрался до Корлеоне - не должен лениться. Здесь множество археологических находок – от древнейших поселений до средневековых развалин.

Самое раннее поселение в округе нынешнего Корлеоне относят к раннему неолиту, т. е. к VI тысячелетию до н. э. Это одна из крупнейших стоянок древнего человека на территории Сицилии. Таких доисторических мест в пригородах Корлеоне несколько. Уже много тысячелетий назад этот район был весьма оживленным.

В исторических хрониках Корлеоне впервые упоминается как полис Скера, который возник в середине III века до н. э. При римлянах была построена государственная дорога Палермо - Агридженто; расположенный в центре этого пути, город контролировал одну из важнейших стратегических артерий острова. Его военное значение сохранялось на протяжении многих веков. Все войны, которые когда-либо велись на Сицилии, затрагивали Корлеоне. 

Город пережил не одну оккупацию. В 840 году он был захвачен арабами. Ненадолго Корлеоне приобрел мусульманские черты: арабы построили мечеть, время отмеряли протяжные крики муэдзина. Духовными центрами христиан стали уединенные хижины отшельников. К этому периоду относится житие любимого святого корлеонцев - св. Леолуки, который, как и многие в период мусульманской экспансии, избрал путь монаха-отшельника. 

После арабов, примерно в 1072 году, началась норманнская оккупация, а в 1104-м Корлеоне захватили сарацины, которых, в свою очередь, выгнал Фридрих II. В XVI веке Сицилия попадает под гнет Габсбургов. Пылкие сицилийцы относились к иностранным покровителям в высшей степени отрицательно. Тут и там вспыхивали народные восстания. И, конечно же, Корлеоне не оставался в стороне от бурных событий.

В эпоху Филиппа IV, в 1605 году, в семье дубильщика рождается еще один дорогой сердцу корлеонцев святой - Бернардо. Отец прочит сына в сапожники, но вместо шила на долгие годы орудием юного Бернардо становится шпага. Произвол испанцев и страдания простого народа заставили несостоявшегося сапожника выучиться фехтовать, чтобы встать на защиту крестьян от грабежа и насилия. Это был воинственный святой. Живучий и бесстрашный, как истинный корлеонец. "Отдай жизнь за други своя" – такие слова из Евангелия стали девизом его пути христианина. Сражаясь, он и не подозревал, что ему предстоит на Земле и другое служение – в некотором роде, противоположного свойства – не ранить, а исцелять. После жестокой дуэли с испанским комиссаром святой Бернардо с искалеченной рукой затворился в капуцинском монастыре, где прославился как чудесный врач, сотворивший множество исцелений. 

Религиозная жизнь дала городу такие величественные архитектурные комплексы как монастырь капуцинов, расположенный в Вилле-Комунале, монастырь Спасителя XIII века, Кьеза-Мадре (церковь Пресвятой Девы, к. XIII века), церковь св. Августина (1300 год) и св. Доменика (1547 год). Сформировавшийся в средние века центр города проникнут духом сурового, боевого, страстного католичества. Корлеое недаром прозвали городом ста церквей.

В XIX веке политические деятели Корлеоне принимают активное участие в общей борьбе за объединение Италии. Город потрясают революции и перевороты. В лесах скрываются уже не монахи-отшельники, а отряды повстанцев. На трагических страницах истории пылают имена патриотов.

В конце горячего XIX века в Корлеоне родился историк Джованни Коллетто – священник и ученый, которому суждено было написать историю этого беспокойного города.

Последний этап археологических изысканий - посещение Городского музея: все, что можно было вывезти с мест раскопок, собрано в этом аристократическом палаццо XVIII века.

Пообедать можно в ресторане на старом железнодорожном вокзале. Железной дороги, проведенной стараниями патриота Фердинандо Ферматури, уже нет, но зато в его честь подают фирменный, "патриотический" коктейль, разящий туристов наповал. La Schera – ресторан, напоминающий о римском прошлом Корлеоне. Надписи и рисунки на стенах оригинальные – наиболее пристойные образцы древнеримского настенного остроумия. Это для тех, кто по латыни знает довольно, чтоб эпиграфы разбирать. Но и кормят вкусно.

Вечером можно погулять в старинном городском саду Вилла-Комунале, где среди густых и грустных ароматов в пышной средиземноморской растительности утопает монастырь капуцинов.